Смартфон для фото: пособие для чайников

5.5k

1

Не смотря на то, что на дворе вовсю разгулялся 21 век, некоторые мои знакомые все еще выбирают смартфоны, исходя из диагонали экрана и количества мегапикселей в установленной камере, а самые “продвинутые" слышали что-то о том, что Снапдрегон круче Медиатека. И если с дисплеями и чипами все более-менее понятно, то убедить людей в том, что правило "больше — лучше" не всегда работает, когда речь идет о смартфонных камерах, оказывается довольно сложно.

В рамках данной статьи, я предлагаю вам шагнуть на Terra Incognita и разобраться в том, на что все же надо ориентироваться, выбирая смартфон для фотосъемки, как не попасться на уловки маркетологов, а главное, сделать это максимально простым языком.

Основная камера в приоритете? Здесь тонкостей много.

Матрица. Именно её качество должно иметь решающее значение при выборе камерофона, ибо все остальное — вторично.

В чем же особенности? Из-за погони за компактностью смартфонов, их матрицы гораздо меньше, чем у тех же цифровых мыльниц, следствие — большое количество цифровых шумов. Большинство производителей борются с ними программно — это наиболее простой и наименее затратный способ. Выделиться в свое время попыталась HTC со своими ультрапикселями: пиксели стали больше, на матрицу их поместилось, соответственно, меньше. Другими словами, снизилось разрешение камеры. Публика, естественно, не разбираясь, сказала “фи". Справедливости ради, отмечу, что увеличенные пиксели на мобильных камерах все же прижились, особенно на фронтальных, а вот от провального с маркетинговой точки зрения понятия “ультрапиксели" уже отказались все, в том числе, сами тайваньцы.

Говоря о матрице, нельзя не упомянуть и пресловутое разрешение, на которое все привыкли ориентироваться. Не знаю, разочарую я вас или обрадую, но один предприимчивый американец посчитал, что для того, чтобы печатать свои фото на листах формата А4 (!) нужно чтобы разрешение камеры было 8 Мп, а на остальные цели можно даже меньше. Все остальные цифры — маркетинг чистой воды и единственный сценарий, где “восьмушка" спасует перед двадцатимегапиксельной (к примеру) камерой — значительное приближение объектов на фото: у последней детализация будет падать медленнее.

Диафрагма в характеристиках фотокамеры указывается обязательно, и это не случайно, ведь мы имеем дело с одним из основных параметров модуля камеры.

Здесь все довольно просто: меньше диафрагма — больше света попадает на матрицу и наоборот. Первый вариант спасает снимки при недостатке освещения, второй позволяет сфокусироваться на объекте и получить красиво размытый фон (у фотографов это называется глубина резкости). Точно так же, чем больше область, которая должна быть в фокусе — тем большее значение диафрагмы должно быть выставлено.

aperture.jpg

На данный момент наилучший показатель на смартфоне — f/1,8. Если владельцы зеркалок этот показатель могут регулировать, то на смартфонах он фиксированный и количество света, попадающего на матрицу, приходится регулировать другими методами.

Объектив широкоугольный в приоритете, ведь позволяет снимать больше (не в смысле количества, а в смысле качества). Если возникнет необходимость убрать лишнее — это всегда легко сделать в любом фоторедакторе, а вот добавить потерянную частичку пейзажа или динамичной сцены уже ничем не получится.

mobphoto_press-2.jpg

Зумирование формально на смартфонах присутствует, но если вы располагаете только цифровым зумом (а таких смартфонов подавляющее большинство) — лучше сразу забыть о его существовании — ничего хорошего он вам не принесет, только невнятный снимок с паршивой детализацией.

Полноценный оптический зум на смартфонах редкость, навскидку вспоминается только Galaxy K Zoom , где оптика действительно показывает отличные результаты. В остальных случаях лучше подрезать кадр на этапе постобработки или обратится к съемным объективам, но это уже отдельная тема для разговора.

Скорость

  • запуска камеры, как правило, зависит от общей расторопности вашего аппарата, но при покупке этот момент и проверить не грех. Если фотосъемка для вас — один из популярных сценариев использования смартфона, вместо утомительного и не всегда показательного прогона бенчмарков, просто попробуйте запустить камеру. Шустрая? Есть возможность запустить приложение из заблокированного экрана (кнопкой или жестом)? Если по обоим пунктам “Да" — смело добавляйте мысленный плюс своему потенциальному фотопомощнику.
  • фокусировки выше всего на смартфонах с лазерным автофокусом (LG G3, LG G3s Galaxy S5, iPhone 5S и более новые флагманы тех же производителей). Эта технология позволяет фокусироваться менее чем за 3 секудны.
  • обработки фото на современных аппаратах довольно высока, некоторые даже имеют выделенный процессор для этих целей. Тут все просто: чем шустрее ваш аппарат — тем больше вы сумеете нащелкать снимков, а значит потом будет легче выбрать лучший. А главное, вы не упустите важный момент из-за неторопливости железа.

Оптическая и цифровая стабилизация изображения интересна не только для съемки видео, но и фото, где используется длинная выдержка или в условиях, где явно не хватает света. Работают эти системы по разным механизмам. В случае с оптической (OIS) весь модуль (линзы и матрица) может немного смещаться, минимизируя подрагивания смартфона. Цифровая же целиком полагается на программную обработку. Считается, что оптическая стабилизация круче, но без прямого сравнения разницу заметить сложно, поэтому переплачивать за OIS просто нет смысла.

Количество линз в объективе тоже вряд ли будет иметь решающее значение при выборе смартфона, но их тоже стоит упомянуть, ведь производители указывают их количество (если есть чем похвастать). Сразу к сути: больше линз — лучше. Почему? Если объяснять простым языком, каждая линза преломляет свет под своим углом, что приводит к так называемым аберрациям — искажениям углах кадра и комбинация из четырех-шести линз позволит минимизировать это преломление и получить на выходе фотографию, максимально похожую на объект съемки: параллельные линии останутся параллельными, не будут искажаться, а детализация по краям кадров не будет падать. На деле такие показатели скорее роскошь, чем обыденность, поэтому не стоит выпытывать данные о линзах у своего продавца — он скорее всего не в курсе. Просто попробуйте сделать несколько снимков: листвы на деревьях, предметов с ярко выраженной геометрической формой, текстов. Теперь присмотритесь к углам. Детализация не падает? Искажений нет? Тогда нас все устраивает.

Вспышка однозначно не будет иметь решающего значения при выборе смартфона, но при прочих равных стоит отдавать предпочтение двухсекционной, с разной цветовой температурой, она дает более мягкое и естественное освещение.

Программная составляющая не менее важна чем “железо". Качественная камера просто обязана иметь приличный, не слишком грубый шумодав и не промахиваться с балансом белого (если промахнулась на автомате, попробуйте выставить нужные условия вручную. Если результат снова не устроил — в топку такую камеру). Обязательное условие — наличие режима HDR, который сильно выручает при съемке в условиях контрового света или при недостатке освещения. На подавляющем большинстве смартфонов он уже есть, но лишний раз проверить не помешает

Если намерены серьезно снимать художественные снимки, обратите внимание наличие ручного режима. Среди всего, что вынесено в ручной или полуавтоматический режим, особое внимание надо уделить всего трем пунктам: это ISO, выдержка и экспозиция. О них — ниже.

Чувствительность ISO является одним из ключевых параметров матрицы. В ручном режиме он, как правило, регулируется и не забываем правило: больше значение ISO — светлее фото — больше шумов, так что используйте с умом

mobphoto_press-3.jpg

Выдержка еще одна основа качественного снимка. Говоря простым языком, это время, в течение которого на матрицу будет попадать свет. По умолчанию смартфоны “щелкают" достаточно быстро. Хотите чего-то иного — ищите смартфон с ручным режимом.

Выставляя длинную выдержку, можно получать потрясающие ночные пейзажи или играть с популярным сейчас “световым граффити". Только не следует забывать, что малейшее колебание камеры может убить здесь всю красоту. Съемка со штатива или другого упора — обязательное условие при длинной выдержке.

mobphoto_4.jpg

Понятие, неразрывно связанное с выдержкой — экспозиция. Раньше она почти всегда определялась по точке фокусировки, но сегодня многие смартфоны различают эти понятия и даже на автоматическом режиме съемки вы можете выбрать, какой объект должен быть резким, а по какому будет выставляться свет.

Что же касается встроенных фильтров и эффектов, на них и вовсе можно особого внимания не обращать. Один толковый редактор (лично я поклонница Snapseed) принесет гораздо больше пользы, чем встроенные фильтры камеры, а уж про безумие вроде AR-эффектов от Sony я вообще молчу.

Поддержка формата RAW постепенно приходит на современные смартфоны. Например OnePlus One, HTC One (M9) Простым языком, этот формат сохраняет максимум информации о снимке и при этом очень прилично “весит". Так что, если фотографируете вы в основном для себя и социальных сетей — гоняться за RAW'ом не имеет особого смысла. Другое дело — профессиональная съемка, а вот насколько смартфоны вообще для нее подходят это уже другой разговор.

И одной строкой несколько неочевидных, но довольно интересных особенностей.

Эргономика. Когда объектив камеры прижат к верхней грани — это может быть и красиво, но не особо удобно. Во-первых, велика вероятность, что пальцы фотографа попадут в объектив, ведь крупные современные смартфоны во время съемки чаще всего держат двумя руками, а во-вторых, часто случается (особенно при макросъемке), что ваши глаза и ваша камера “видят" предметы под разными углами и процесс фотографирования получается неинтуитивным.

Защита объектива — очень полезная штука, ведь малейшая царапина может испортить все ваши будущие снимки. Прикрывают объективы Gorilla Glass или сапфировым стеклом. Оба варианта достаточно круты и надежны.

Количество и качество подключаемых модулей нужно оценивать заранее, если вы намерены серьезно снимать на смартфон. К примеру, для iPhone любого поколения на рынке масса аксессуаров, а вот для какого-нибудь пусть даже качественного, но не очень известного китайца подобрать объектив или вспышку будет тяжелее.

Селфи снимаете?

Если да, то стоит обратить внимание на качество фронтальной камеры. О ней производители говорят реже и только в том случае, когда реально есть что сказать. А поскольку говорят мало, ориентироваться приходится на тестовые снимки. Желательно наличие широкоугольного объектива и хотя бы небольшие способности снимать против света и при недостатке освещения. Дешевые камеры при таких сценариях “слепнут" моментально, а, следовательно, совершенно нам не подходят. Разрешения эдак 5 Мп хватит с головой для инстаграмчика и вконтактика. Вы же не собираетесь распечатывать свои себяшки на листах формата А4, правда? Изучая фронталку, хочется обратить внимание на наличие программной ретуши: даже если вы считаете что ваша кожа идеальна и вы в этом не нуждаетесь, от капелек пота на лбу в жаркий день никто не застрахован, а ретушь тут поможет. Еще одна интересная хитрость — небольшой видоискатель и заливка ярким светом подавляющей части экрана, как например, у смартфонов LG.

mobphoto_5.jpg

Это элементарное программное решение дает хорошую мягкую подсветку и “вытягивает" снимки в темноте. Пожалуй, даже лучше, чем вспышка на фронталке. Исключение — вы любитель снимков с выбеленным лицом в стиле “Сумерек" или “Я — зомби", тогда вспышка однозначно ваш выбор. Конечно, последние два пункта можно решить и путем установки стороннего софта, но иметь его “из коробки" всегда приятнее.

Видеозаписью интересуетесь?

Если намерены серьезно снимать на видео не только своих четвероногих друзей, но и что-то более художественное, обратите внимание, поддерживает ли аппарат замедленную и ускоренную съемку (прямым текстом это может быть и не написано, тогда обращайте внимание на количество кадров в секунду, которое способен снять ваш смартфон. На момент написания статьи, максимальное значение 240 к/с).

Наличие съемки в 4К — крутая маркетинговая фишка, но использовать её в реальности вы вряд ли будете, разве что, на первых порах для пробы и при условии наличия у вас аналогичного телевизора. Во-первых, человеческому глазу вполне достаточно FullHD для комфортного просмотра, во-вторых, к 4К нельзя применять какие-либо интересные фишки, а съемка ведется всегда с частотой 30 к/с и в-третьих, для смартфонов, даже самых навороченных, это серьёзное испытание: девайс будет отвратительно перегреваться, а свободная память улетучиваться с неописуемой скоростью.

И еще. К модулю камеры это не имеет совершенно никакого отношения, но раз уж заговорили о видео — не забывайте и о звуке: парочка разнонаправленных микрофонов с шумоподавлением сильно улучшают качество звучания.

Итак,

если здесь многабукв и вам хотелось бы узнать только самое главное, предлагаю кратко пройтись по основным позициям. При выборе смартфона для мобильной фотографии первым делом обращаем внимание на качество матрицы, разрешение, наличие хоть какой-нибудь стабилизации, ручного режима и величину диафрагмы. При возможности поюзать, проверяем скорость запуска камеры, фокусировки и обработки (сохранения) снимка. На готовых снимках изучаем естественность цветопередачи, детализацию по углам снимка и предел, после которого на фотографиях появляются шумы (если в сумерках — стерпеть еще можно, но если для их появления достаточно сильной облачности — это уже полный ай-яй-яй). Все остальное зависит от ваших личных предпочтений и является скорее приятным приложением к обозначенным выше пунктам.

Похожие посты

Регистрация прошла успешно